Знакомая картина, правда?
Некоторые из нас наблюдают таких людей напротив себя
практически каждый день.
А кто-то регулярно оказывается
на месте этих людей, едущих в метро.
Здесь уже — сцена из Нью-Йоркского музея современного искусства.
Это картина Джексона Поллока, одна из самых известных его картин.
Барышня пришла в музей, что она делает?
Когда оказываешься перед этой картиной, то возникает ощущение,
будто тебя сбивает с ног морской волной.
Но, не знаю, сбивает ли её с ног в такой ситуации.
Понятно, что мы связаны средствами коммуникации от начала до конца.
Сегодня, проживая в большом городе, мы не можем не пользоваться
всевозможными устройствами для общения, мы не можем не общаться.
В принципе, города были придуманы для того, чтобы мы общались.
Но почему мы оказываемся вот в таких ситуациях? Почему мы делаем эти вещи?
Существует мнение, что всё это нас заставляют делать
сами устройства, которые мы используем.
Есть такое определение: ты то, что ты используешь.
Можем ли мы перестать пользоваться электронными устройствами сегодня
и продолжать жить в современном городе?
Можем ли мы перестать общаться?
Из этого вопроса и возник эксперимент, о котором я вам сейчас расскажу.
Вообще эксперимент начался практически как шутка.
На занятии со студентами мы говорили о взаимосвязи между медиа и временем.
И в пылу дискуссии я заявил, что вообще-то медиа и технологии пожирают наше время.
Парадокс в том, что они создаются для того, чтобы время экономить.
Но каждый раз, когда мы начинаем пользоваться новой технологией,
новой медиа, оказывается, что эта самая медиа съедает всё наше время.
Студенты с этим не согласились, и тогда я просто предложил им попробовать:
окей, хорошо, вы мне не верите, тогда попытайтесь
провести хотя бы день, не пользуясь ни телефоном, ни интернетом,
ничем вообще, и посмотрите, что в конце концов у вас получится.
Надо сказать, что мне повезло со студентами.
Несколько лет назад группа абсолютно бесстрашных молодых людей
приставала в метро к сидящим,
вот к таким людям, и просила их уступить место.
Это было сделано с целью проверить реакцию окружающих людей и самих себя.
Совершенно ничего не боящиеся студенты подходили к людям,
просили их уступить им место и потом делились своими впечатлениями.
В этот раз эксперимент был более безопасный.
Не нужно было ни к кому приставать, наоборот, не нужно было делать ничего.
Нужно было замолчать и перестать пользоваться электронными устройствами.
Честно говоря, я не ожидал, что из этой почти шутки что-то выйдет.
Мне казалось, что это действительно невозможно.
Тем более, я был практически уверен,
что студенты не будут заниматься таким самоистязанием.
Каково же было моё удивление, когда на следующее занятие
пришло несколько человек, которые сказали:
«Кстати, мы попробовали, и мы бы хотели поделиться своими впечатлениями».
И тогда я понял, что из этого может что-то получиться.
В конце концов правила эксперимента были сформулированы следующим образом.
Необходимо в течение семи дней
не пользоваться никакими электронными устройствами коммуникации
и необходимо ещё и молчать, то есть не говорить ни слова.
Все остальные способы общения разрешены.
То есть можно общаться с помощью каких-то записок, например,
можно общаться с помощью жестов.
Главное, чтобы рот был закрыт, и главное, чтобы эти семь дней
человек провёл без использования электронных средств коммуникации.
И для того, чтобы понять, что же, в конце концов, с ними происходило,
с участниками эксперимента, я предложил им вести дневники самонаблюдения.
Кстати, дневник оказался не самой большой проблемой.
Мне казалось, что участникам будет трудно и скучно вести дневник.
Выяснилось, что это не так.
Многие говорили о том, что дневник стал настоящим другом, единственным,
с кем можно было поговорить, единственным в ситуации,
в которой легально, не нарушая условий эксперимента,
можно было как-то себя выразить и дать волю чувствам.
Здесь важно отметить вот что:
практика молчания очень хорошо известна в религиозной среде.
Было несколько участников, которые писали, что у них был такой опыт.
Они удалялись куда-то на какое-то время
специально для того, чтобы в течение нескольких дней молчать.
Один участник сказал, что он поехал на охоту с отцом.
Его отец — довольно неразговорчивый, поэтому они две недели проходили по лесу.
Отлично, не говорили вообще ни слова.
Это просто, но как насчёт молчания в современном городе?
Как насчёт того, чтобы продолжать жить обычной жизнью,
ходить на работу, ходить на учёбу и, тем не менее, не говорить ни слова,
не пользоваться электронными средствами общения?
Это тоже было важное условие.
Я с самого начала говорил участникам:
цель этого эксперимента не в том, чтобы вас выгнали с работы,
от вас отказались ваши родители, вас бросили ваши дети.
Цель этого эксперимента в том,
чтобы вы испытали какие-то новые, непривычные для себя ощущения.
И вы должны продолжать оставаться в обычной среде,
и тогда заодно непривычные ощущения испытают ещё и ваши домашние.
Этот эксперимент проходит на данный момент уже несколько лет,
и за эти годы в нём приняли участие порядка ста пятидесяти человек.
Это всё молодые люди от 20 до 40 лет,
в основном студенты, но есть и не студенты.
Есть те, кто уже окончил учёбу, кто уже работает в организациях,
есть и руководители, которым подчиняются люди.
В основном это творческие индустрии, и в общей сложности эти 150 дневников
легли в основу исследования, которое ещё не завершено,
но предварительными результатами которого я с вами сейчас и поделюсь.
Когда я давал задание вести дневники, я не делал никаких предварительных установок.
Было очень важно, чтобы участники записывали то, что с ними происходит,
то, о чём они думают, без какой-то подсказки с моей стороны.
Я сказал, что необходимо фиксировать всё, что заслуживает внимания.
И выяснилось, что в основном внимания заслуживали взаимоотношения
с друзьями, в семье, с коллегами и даже посторонними.
Естественно, в большом городе мы постоянно сталкиваемся с посторонними.
Посмотрите вокруг, много ли знакомых лиц вы видите?
Эмоции и новые ощущения.
Выяснилось очень много
о том, как люди пользуются технологиями, пользуются средствами коммуникации.
Когда нам нельзя это использовать,
выясняется, что теперь-то мы понимаем, что же мы с ними делаем на самом деле.
Также дневники очень много описывали новые возможности и новые ограничения.
Новые чувства и ощущения сопровождались настоящими открытиями
в отношении своих друзей и в отношении, конечно, самих себя.
Привычные вещи вдруг стали приобретать
не просто новый, а впервые стали приобретать какой-то смысл.
Многие отмечали, что впервые им удалось услышать то, что происходит вокруг.
Одна участница сказала, что она долгое время считала своих друзей,
свою постоянную компанию, весёлыми, остроумными ребятами.
Когда она замолчала,
она сказала: как я могла вообще с этими людьми общаться?
Выяснилось, что всё время это я веселила их;
когда я замолчала, им просто стало не о чем говорить.
Оказалось, что молчание в современном городе,
в современной жизни — это настоящая роскошь.
Слишком много всего вокруг, что мешает нам молчать.
Слишком много людей бесятся,
когда мы перестаём вести себя привычным образом.
Когда мы не грубим, мы просто молчим — это оказывается невыносимо
не только для наших коллег, не только для наших семей,
но и для обычных прохожих, для посторонних людей,
с которыми мы сталкиваемся на мгновения в нашей ежедневной жизни.
Наше молчание оказывается
совершенно невозможной вещью.
Молчание в современной жизни — это настоящая роскошь.
Мы её себе можем позволить крайне редко.
Действительно оказалось, что когда мы не пользуемся
электронными средствами коммуникации,
у нас находится масса свободного времени.
Студенты успевали написать бо́льшую часть дипломов за ту неделю, пока они молчали,
читали списки литературы, которые никогда не могли раньше прочитать.
Преподаватели были очень довольны тем, что студенты так тихо себя ведут на занятиях.
Они все засыпают.
Масса свидетельств о том, что, когда я не пользуюсь мобильным телефоном,
компьютером, не смотрю телевизор, мне не просто нечего делать,
я не просто переделал всё, что только мог, и больше не знаю, чем заняться, —
оказывается, меня просто клонит ко сну.
Они все — не все, но очень многие, бо́льшая часть участников эксперимента,
бо́льшая часть тех 150 человек, дневники которых я анализирую, —
пишут о том, что они ложатся спать раньше обычного,
и, естественно, встают тоже раньше.
Оказывается, дело не в том, что мы выключаем наш телефон
или наш компьютер из розетки. Нет.
Из розетки выключают нас.
Когда у нас нет под рукой мобильного телефона,
у нас просто садится батарейка, мы просто засыпаем.
Что касается общения с близкими —
естественно, масса очень противоречивых наблюдений на этот счёт.
Но на самом деле проблем с общением
было совсем не так много, как можно было бы представить.
Многие близкие, многие коллеги, члены семей не замечали,
что их близкий человек вдруг замолчал.
Мужья обнаруживали только на следующий день, что их жёны молчали.
Проходили дни рождения, когда никто не обращал внимания на какого-то гостя,
участника эксперимента, который умудрялся
весь день рождения не проронить ни слова, и всё было просто замечательно.
Конечно, молчание помогает не ссориться, и об этом тоже писали очень многие.
Конфликту просто некуда развиваться,
когда один из участников потенциального конфликта молчит.
Ну и действительно, если записать на нескольких бумажках
самые простые фразы, слова «да», «нет», «спасибо»,
то, оказывается, так можно протянуть достаточно долго.
Интересное открытие, на мой взгляд, состоит ещё и в том,
что мы действительно, отключаясь, перестаём зависеть от тех,
кто находится далеко, перестаём зависеть от технологий, от медиа,
но начинаем очень сильно зависеть от тех, кто рядом.
Да, действительно, нас больше не дёргают, не разрывают на части
наши «френды» из Фейсбука или наши враги из телевизора,
но мы оказываемся в непосредственной зависимости
от тех людей, кто с нами находится рядом.
Мы с ними должны переписываться, и, причём это интересно,
они тоже начинают с нами переписываться. Это очень забавно.
Медиа предполагают, как выясняется, взаимное использование.
Многочисленные участники отмечали, что когда они переставали говорить,
начинали писать записки, то их близкие, их коллеги, их семья
тоже начинали писать им записки.
«Эй, вы можете говорить, я всё слышу».
Но они так же отвечали им на бумаге, так же отвечали им в записках.
Что касается неприятных ощущений, то их, конечно, была масса.
Стресс, тревога, беспомощность, чувство потерянности,
страх потерять речь навсегда — об этом писали многие.
«Вот заканчивается эксперимент, и я думаю, что же со мной будет,
если я сейчас вот так хорошо уже не говорю почти неделю, то что,
если я и на следующий день не смогу начать говорить?»
Но, пожалуй, самое сильное впечатление
и у участников эксперимента,
и у меня от их дневников, от их описаний
состоит в том, что вот эта отключённость от окружающего мира,
вот этот отказ разговаривать,
отказ пользоваться электронными средствами связи
касается напрямую вопросов совершенно экзистенциальных,
вопросов самого́ нашего существования.
И вот эта мысль: «меня больше не существует»
есть в очень многих дневниках.
Многие люди говорили о невозможности пребывания наедине с самим собой.
Это был абсолютно новый опыт, с которым они прежде в жизни не сталкивались.
Так вот, запрет на коммуникацию ведёт в конце концов к тому,
что ты остаёшься твоим единственным собеседником.
И через несколько дней ты этого собеседника
просто ни видеть, ни слышать, ни чувствовать больше не хочешь.
Мы крайне редко, как выясняется, бываем наедине сами с собой.
И когда такая возможность нам предоставляется,
некоторые из нас этого просто не выносят.
Как написала одна из участниц:
«Новый фантастический сюжет: страшнейшая катастрофа,
пропадают технологии — и ты понимаешь, кто ты есть».
Как я говорил, целью этого эксперимента
не является разрыв отношений с окружающим миром.
Целью этого эксперимента является попытка запустить рефлексию
в отношении самых простых, самых обыденных явлений.
Начать относиться к тому, что мы говорим, как мы говорим,
что мы слышим — наконец-то осознанно начать к этому как-то относиться.
Перестать пользоваться средствами связи автоматически.
Перестать говорить всякую ерунду просто потому, что мы привыкли это делать.
Начать задумываться о том, что мы делаем.
Коммуникация составляет огромную часть нашей жизни,
и эта часть проходит мимо нас совершенно незамеченной.
Когда мы перестаём говорить, оказывается, мы её начинаем замечать.
Героиня фильма «Ещё раз про любовь» говорит:
«Хорошо, если бы все люди лет на пять замолчали.
Тогда у всех слов снова появился бы смысл».
В 1968 году — сейчас нам кажется, ну, что у них там было в 68 году.
Фейсбука не было.
«Тогда у всех слов снова появился бы смысл».
Как выясняется, для того, чтобы у привычных вещей
снова появился бы смысл, пять лет —
даже мечта, этого даже не нужно.
Достаточно недели, чтобы начали происходить вещи,
которых прежде ты никогда не видел,
не ощущал и никогда не подозревал в самом себе.
Это — сайт эксперимента.
Если кому-то из вас придёт в голову попробовать нечто подобное,
вы можете поделиться вашими впечатлениями,
и тогда ваши чувства и ваши мысли войдут в итоговые результаты этого иcследования.
Спасибо.

Как один из идеологов «медленной коммуникации» Антон Гуменский проводит эксперименты над людьми.

С 2013 года около сотни человек приняли участие в его эксперименте «7 дней молчания: как прожить неделю в мегаполисе без электронных средств коммуникации и устного общения».

Антон — исследователь медиа, преподаватель теории коммуникации факультета международной журналистики МГИМО.

This talk was given at a TEDx event using the TED conference format but independently organized by a local community. Learn more at http://ted.com/tedx

Семь дней молчания | Антон Гуменский | TEDxPokrovkaSt